Основы радиоэлектроники и связи |
|
10. Автогенераторы гармонических колебаний : 10.3. Автогенераторы низкой частоты |
10.3.2 Автогенераторы с RC фазосдвигающими цепочками
Известно, что широкополосный усилитель низкой частоты в пределах полосы пропускания имеет постоянный коэффициент усиления и постоянный фазовый сдвиг между входным и выходным напряжениями. У однокаскадного усилителя с ОЭ . При подключении цепи положительной обратной связи условие баланса фаз может выполняться в пределах полосы пропускания усилителя одновременно для всех частот от до . Для получения на выходе гармонических колебаний нужно создать преимущественные условия только для одной частоты . Для этого необходимо иметь такую частотно-зависимую обратную связь или колебательную систему, чтобы только для этой одной частоты выполнялся бы баланс фаз. Поскольку одна RC-цепочка имеет ФЧХ, меняющуюся от 0 до (см. рис.1), то для создания фазового угла 180° (в однокаскадной схеме) или 360° (в двухкаскадной схеме) лишь для одной частоты приходится использовать несколько плследовательных RC-цепочек, каждая из которых на частоте генерации имеет определенный фазовый угол .
Рис.1. Так использование трех цепочек с фазовым углом =60° позволяет получить суммарный фазовый угол 180° . На рис.2 показан один из вариантов автогенератора с такой цепочкой.
Рис.2. Элементы C и R образуют колебательную систему и положительную обратную связь. Для определения частоты генерации составим для стационарного режима уравнения для комплексных амплитуд (с условием , ). Воспользуемся методом контурных токов:
Решая уравнения относительно , имеем: . Так как , то . Для обеспечения фазового сдвига на частоте генерации, равного 180° , необходимо, чтобы была бы действительной отрицательной величиной. При этом , откуда . Подставляя частоту генерации в соотношение для , получаем , откуда легко получается требуемый коэффицент усилителя . Таким образом, постоянная времени каждой цепочки (RC) однозначно определяет и частоту генерации и требуемое усиление. |
© Андреевская Т.М., РЭ, МГИЭМ, 2004 |